Перейти к публикации
  • Басни

    Басни народов мира
    • bj
      Человек, убивающий время!
      Как ты жалок, нелеп и смешон,
      Словно злая, занудная темень,
      Словно чудик, который не в теме,
      Словно пресный, бесцветный пижон.
      Ты, как будто дружа с пистолетом,
      Расстрелял наугад... пустоту.
      А мгновенья тебе шлют приветы,
      А мгновенья в улыбки одеты,
      Ловко пули поймав на лету.
      И уж если сполна разобраться,
      То убийца и вовсе не ты.
      Это время в сердцах, может статься,
      Убивать в тебе будет стараться
      Все порывы твои и мечты!

    • bj
      Есть у меня знакомый.
      Книги его - тома!
      Пишет в походе, дома
      Про небеса и громы,
      Про волшебство истомы...
      Он плодовит весьма.
      Вновь я нырнул, как в омут,
      В скопища гладких строк,
      Но ни небес, ни грома,
      Ни волшебства истомы,
      В строфах, порой знакомых,
      Сердцем узреть не смог...

    • bj
      Зазвездился жираф, зазвездился,
      Словно водки сверх меры напился.
      Муравьёв кропотливая смена
      Стала ниже «морей по колено»!
      Муравьиная смена всё пашет...
      А жираф с неба рожками машет.
      Без трубы дальновидной подзорной
      Разглядеть бы ему труд проворный!

    • bj

      Сокол и Голуби

      От bj, в Херасков М.М.,

       По воздуху летел
       Сокол с зеленой веткой,
       Извозчик будто с плеткой,
      Лишь ветку не в кохтях, во рту своем имел.
      Настал приятный час желанныя судьбины,
        Стада вещают голубины:
       «С зеленой веткою Сокол парит,
        Конечно, мир дарит.
      Не хочет Голубей губить кровавым боем.
       Несли мы знак такой,
       Когда покой
      Небесная вода установила с Ноем.
      Сокол полюбит нас и миром упасет;
       Во рту, во рту он ветвь несет,
      И будут наши дни приятнее зефира».
       Однако вместо мира,
       Он ветку опустил
      И легкомыслие их смертью отомстил.
      Когда веселой вид злодеи вам являют,
      Не верьте ласке сей тотчас:
      Признаки дружества обманывают нас;
      Притворной простотой невинных уловляют.
       Хоть должны мы врагов своих любить,
      Но не вверяться им, чтоб голубьми не быть.

    • bj

      Жмурки

      От bj, в Херасков М.М.,

      В небесные чертоги
      Сошлись на общий пир,
      Оставя править мир,
      Языческие боги.
      Прекрасной Ганимед
      Напрасно не зевает,
      От пчел Гиблейских мед
      И нектар разливает.
      Хмель начал разбирать,
      Стаканы полетели,
      И боги захотели
      Во жмурки поиграть,
      Хотели Купидону
      Чреду оставить ону:
      Мальчишка сей без глаз;
      Однако в этот раз
      Божок сей не был в пире,
      Шатался, чаю, в мире.
      Кому глаза вязать,
      «Кому? слепой фортуне», —
      Благоволил не втуне
      Юпитер то сказать.
      Кругом фортуну водят,
      И все от ней уходят.
      Кричат: «Фортуна в кут,
      Лови, лови, тут, тут».
      Зевесова палата
      От резвости дрожит,
      И думали робята,
      Что будто гром гремит,
      Но кто же в руки первой
      Фортуне попадет,
      Схватясь она с Минервой,
      Платок ей отдает.
      С тех пор Минерва тратит
      Видение свое,
      Фортуна где ухватит
      Нечаянно ее.

    • bj

      Две любви

      От bj, в Херасков М.М.,

        У нас в крови
       Две царствуют любви:
      Одна рождается всеобщей слепотою,
        Другая — красотою.
       В сердцах они живут
      И наши разумы своим имеют троном;
       А как же их зовут?
      Ту — самолюбием, другую — Купидоном.
       Они по всякой час
       Крушат и тешат нас:
       Одна влечет к забаве,
       Другая к чести, к славе,
      И часто водят нас без всякого плода,
      И равная от них случается беда.
      И правят и судьбой и нашими делами;
      Но знайте, что одна любовь из двух с крылами;
      Которая ж она? конечно, Купидон,
        Конечно, он.
       Что вымысл мой не ветер,
      Свидетели тому старик и петиметер.
       Хоть нравен Купидон,
       Но если нам изменит он
       И свой оставит трон,
      Не вечно мы по нем пускаем стон;
      И потушается хотение сердечно,
       Себя же любим вечно.

    • bj

      Лисица и Овца

      От bj, в Херасков М.М.,

        Смеялася Овце Лисица:
       «Куда как ты жалка, сестрица!»
      На счет политики Лиса ту речь плела;
       Хоть пороху сама не обрела,
       Овечке говорит она: «Овечка!
        Простое у тебя сердечко
        И меленькой умок;
        Жалка ты, мой дружок!
       Когда оступят Волки,
      Чтоб шубу на тебе твою поворошить
        И попространнее расшить,
       Остры у них во рту иголки,
      И вмиг по швам тебя успеют расплести.
       Но как тебе живот спасти,
       И как себя избавить?
      Не смыслишь обмануть, не смыслишь ты лукавить;
      Должна еще за то свою судьбину славить,
       Что тупы у Волков умы,
       И что не Волки мы.
      Всегда б Лисы Овец терзали и губили,
      И дур бы этаких из света истребили».
      Овечка ей на то: «Я ведала давно,
      Что небо не дает успеха духу злобну,
      Что сердце доброе уму, тебе подобну,
       Ни мало не равно.
      Твоею хитростью ничуть я не пленяюсь,
      И сердцем я простым на злое не меняюсь.
      Коль добродетели безделкой ставишь ты,
       Так что и в прочем стало?
      Я лучше не хочу ума иметь ни мало,
        Чем смыслом дорожить,
        И так на свете жить,
       Как хищные живут скоты.
        Тебе одной пристало,
      Так мало честь любить, как любишь мало ты».

    • bj

      Золото и Сталь

      От bj, в Херасков М.М.,

       В каком-то государстве
       Жил славной человек
       И упражнялся век
      Во пользах общества. В каких же? в золотарстве.
      Воспел бы имя я художника сего,
       Но дело здесь не до него.
      Желаю, чтоб теперь, в стихах моих, читали
      О золотой руде и о кусочке стали,
      Которые, своим языком говоря,
      Лежали на столе сего золотаря.
      Не в деле золото не очень вить прекрасно,
      А вычищенна сталь сияет очень ясно.
      Приметя золота сталь наша темной вид,
        Вещает:
       «Меня твой грубой цвет смущает
       И безобразие приводит в стыд».
      Избавилася сталь от подлости и скуки,
      Руда к золотарю теперь попалась в руки;
      Недолго вычищать с природы, что светло.
      Художник на него сияние наводит,
       И золото из рук его выходит
        Так чисто, как стекло.
      Затмилось стали тут сияние убого,
      А сверх того она поржавела немного,
       Теряет прежней цвет,
      Заимствуя теперь от золота свой свет.
       Кто притчу не поймет такую,
       Тому я притчу растолкую:
      Немного поучась, других ругаем мы,
       Свою премудрость славим
       И прочие умы
      Одной безделкой ставим;
      Но ежели они наук стремятся вдаль,
      То помрачают нас, как злато горду сталь,
      Или гордятся так пред малыми бояре;
       Но дать меньшому честь,
       На низ большого свесть —
      В том воля Божия и воля Государя.

    • bj

      Скупой Матрос

      От bj, в Херасков М.М.,

       В жару военныя тревоги
      Матросу на море отшибли обе ноги,
      А рана такова, я думаю, тяжка.
      Бывает и матрос не без дружка.
      Пришел к матросу друг, его геройство хвалит,
      И будто другу тем здоровье подарит,
        С безногим говорит:
       «Меня болезнь твоя печалит,
       Ты стал теперь без ног».
       А тот вскричал: «О рок!
      Другие потерять хотел бы я голяшки,
        Да та печаль моя,
       Что потерял с ногами я
       Серебряные пряжки».
      Скупой, хотя уже кончину жизни зрит,
      Но золото любя, о злате говорит;
       И ввек скупяга беден,
      А сверх того, себе и обществу он вреден.

    • bj
       Один сидеть люблю;
      Но я обычая такого не хвалю,
      Не всем оставить мир и в доме запереться,
      И в людях надобно кому-нибудь тереться;
      С людьми почаще быть советую и сам;
      Но людям сей даю совет, а не скотам,
       Которы век свой рыщут
      И к пользе общества забав единых ищут,
       Как будто бы они
      Для вечных праздников свои имеют дни.
      Таким даю совет, не только света крыться
       И в землю врыться;
      Убавки никакой не будет на земли.
      Кто хочет, сей совет внемли,
      А мне, чтоб не подать причины к огорченью,
      Велю умолкнути сему нравоученью
       И басенку сложу,
      В которой на театр героев вывожу;
      С цветочком одного, а с книгою другого;
      С цветком герой вскричал: «Пустынник мой, здорово!
      Скажи мне, долго ль ты в могиле будешь жить,
      И будешь ли своей ты жизнью дорожить?
      Над книгой день и ночь, как тень какая, дремлешь,
      Жив будучи, у нас живого ты отъемлешь,
      Что пользы это знать, когда темна луна,
      Что в те поры ушла в земную тень она;
      Утешат ли тебя Вергилии, Гомеры,
      Земные глобусы, или небесны сферы?
       В подробностях таких
      Не знаешь в жизни ты веселий никаких;
      Сокрыты от тебя веселости и моды,
      Не знаешь никаких приятностей природы,
      Я думаю, с ума от скуки сходишь ты,
       Не видя света красоты».
      А он ему на то ответствовал обратно:
      «Что в свете хорошо, полезно и приятно,
      Побольше ведаю про то, чем знаешь ты,
      И сверх того еще я ведаю, конечно,
      Что тако в свете жить, как в нем живут скоты,
      И человеком слыть, весьма бесчеловечно».

    • bj

      Страсти

      От bj, в Херасков М.М.,

        Сердечны страсти сугубит
        И тако дьявол трубит:
        «О! ты, Адамов плод,
        Погибни, смертных род;
       И жало в их сердца мое вонзайся,
       Терзайся, человек, терзайся.
      И ближнего, и сам себя ты не люби,
      Губи ты сам себя, и ближнего губи».
      Не вправду ль, дьявол нас влечет в сии напасти?
      Не дьявол, человек — тебя волнуют страсти.
      О! сын тщеславия и вечной суеты,
      Душе своей врага в себе имеешь ты.
      Мужик у мужика нос в драке откусил
       И, став перед судьею,
       Во оправдание вот это приносил,
      Что бес его при драке искусил.
        Судья на то вещает:
       «Коль бес при драке искушает,
       Так он, мешаясь в твой допрос,
        Теперь в своем решенье
       Меня привел во искушенье
        Тебе отрезать нос.
      Когда б на дьявола, мужик, ты не ссылался,
      Хотя б наказан был, но с носом бы остался;
       Теперь виновен сам,
      Что слался на того, кто враг чужим носам
       И нашим враг душам;
       Но часто глупой сам,
      Себя ввергать в беду, подобится бесам».

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.