Перейти к публикации
  • Басни дня

    • Котел и Горшок

      Крылов И.А.


      Горшок с Котлом большую дружбу свел,
      Хотя и познатней породою Котел,
      Но в дружбе что за счет? Котел горой за свата;
      Горшок с Котлом за-панибрата;
      Друг без друга они не могут быть никак;
      С утра до вечера друг с другом неразлучно;
      И у огня им порознь скучно;
      И, словом, вместе всякий шаг,
      И с очага и на очаг.
      Вот вздумалось Котлу по свету прокатиться,
      И друга он с собой зовет;
      Горшок наш от Котла никак не отстает
      И вместе на одну телегу с ним садится.
      Пустилися друзья по тряской мостовой,
      Толкаются в телеге меж собой.
      Где горки, рытвины, ухабы —
      Котлу безделица; Горшки натурой слабы:
      От каждого толчка Горшку большой наклад;
      Однако ж он не думает назад,
      И глиняный Горшок тому лишь рад,
      Что он с Котлом чугунным так сдружился.
      Как странствия их были далеки,
      Не знаю; но о том я точно известился,
      Что цел домой Котел с дороги воротился,
      А от Горшка одни остались черепки.
      Читатель, басни сей мысль самая простая:
      Что равенство в любви и дружбе вещь святая.
    • Олива и смоковница

      Басни из сборника Афтония


      Басня про оливу и смоковницу, которая учит юных благоразумию.
      Олива смеялась над смоковницей: она, олива, круглый год в цвету а смоковница сбрасывает цвет по смене времен года. Только она это сказала, как повалил снег; оливу он застал в цвету и, засыпав ей молодые побеги, вместе с красотой ее уничтожил и ее саму; у смоковницы же ветки были без листьев, и снег, опускаясь прямо на землю, нисколько им не пп вредил.
      Красота для неблагоразумных оборачивается позором.
  • Новые публикации басен

    • Пляшущие обезьяны

      Бабрий


      В Египте царь, ватагой обезьян тешась.
      Их научил военную плясать пляску —
      Ведь обезьянье переимчиво племя,
      И что на их глазах ни сделают люди,
      То, подражая, делают они сами.
      И вот, в богатых платьях, в расписных масках
      На радость всем они запрыгали славно, —
      Как вдруг один хитрец из зрителей бросил
      Орехов горсть плясуньям под ноги прямо.
      А обезьяны, лишь увидели это —
      И врассыпную, волоча в пыли платье,
      Теряя маски, лакомство хватать стали,
      Вмиг обезьянью показав свою сущность.
      Природу не изменить никакой силой.
    • Собака и свинья

      Бабрий


      Свинья с собакою затеяли ссору,
      И поклялась свинья Кипридою, будто
      Она собаке бивнями живот вспорет.
      Собака молвит, забавляяся тем, что
      Свинья в священные животные метит:
      «Тебе и впрямь к лицу Кипридою клясться:
      Не эта ль вас богиня до того любит,
      Что даже тем, кто вашего поел мяса,
      Не дозволяет подходить к своим храмам?»
      Но отвечала злобная свинья, хрюкнув:
      «Из этого-то более всего ясно,
      Как благосклонна Киферея к нам, свиньям:
      Кто делает иль мыслит против нас злое,
      От тех богиня отвращает лик в гневе.
      А ты живешь в зловонье, и в грязи сдохнешь».
      Кто здраво мыслит, тот и бранное слово
      Себе на пользу сможет обернуть ловко.
    • Свинья и собака

      Бабрий


      Свинья с собакою поспорили как-то,
      Чьи лучше дети. Молвила свинье сука:
      «Рожаю я быстрее всех зверей в свете!»
      Свинья в ответ: «Зато твои щенки слепы».
    • Лиса и еж

      Бабрий


      Эзоп среди самосцев защищал мужа,
      Который вымогателям давал взятки
      (Его богатство разжигало их жадность) —
      И рассказал такую гражданам басню:
      Лиса переходила быструю реку.
      На полпути ее теченьем с ног сбило,
      И затянула быстрина лису в омут;
      А в омуте она засела так прочно,
      Что у нее уж не было и сил вылезть.
      Покуда горемычная в воде мокла,
      Впились ей в кожу водяных клещей стаи.
      Изголодавшихся сосателей крови.
      Еж, на ее страданья с берега глядя,
      Почувствовал к измученной лисе жалость
      И так спросил ее: а может быть, лучше
      Согнать и раздавить клещей? — Лиса в страхе:
      «О нет! Во имя нимф, не надо их трогать!» —
      «Но почему? без них тебе самой легче!»
      Лиса ему ответила: «Клещи эти
      Уже моею кровью напились вдосталь
      И, сытые, теперь едва-едва тянут;
      А если их согнать — придет толпа новых,
      Спеша моею кровью утолить голод:
      И уж они меня до капли всю выпьют».
    • Луна и ее мать

      Бабрий


      Луна пришла однажды к матери с просьбой:
      «Сшей платье мне по росту, чтоб прикрыть тело!»
      Но улыбнулась мать и молвила вот что:
      «Да как же я тебе его сошью впору?
      Ты переменчива для этого слишком:
      То ты кругла, то похудеешь ты вдвое,
      А то повиснешь в небе серпиком тонким —
      И так меняешь ты свой вид, что ни месяц».
    • Голубка

      Бабрий


      Однажды в жаркий летний день, томясь жаждой.
      Увидела голубка на доске роспись —
      Наполненную свежею водой чашу;
      Стремглав она бросается к воде мнимой,
      Но вдруг о доску ударяется грудью
      И искалеченная падает наземь,
      И достается кошке без труда в когти.
      Не будь же опрометчив ни в каком деле:
      Тот погибает, кто покорствует страсти.
  • Новое в разделе «Разное»

    • Собака, просящая кость у хозяина

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Собака увидела, что хозяин ее обедает и держит в руках кость. Попросила она у него эту кость, но он ответил: «Не тебе я ее дам, а тому, кто стережет мой дом днем и ночью». — «Значит, мне, — говорит собака, — потому что это я стерегу его и ночью, когда вы спите, и днем, когда обедаете». — «Не тебе», — говорит хозяин. «А кому?» — спрашивает собака. «Тому, кто первый защищает меня от опасности». — «Значит, мне, — говорит собака, — ведь если кто нападет на тебя, то твои друзья только схватятся за мечи, чтобы помочь, а я собственным телом брошусь вперед». — «Не тебе», — говорит хозяин. «А кому?» — спрашивает собака. «Тому, кто первый поможет мне в беде». — «Значит, мне, — говорит собака, — ведь если ты будешь тонуть, то твои друзья бросятся искать челнок, а я прямо брошусь в воду». — «Не тебе». — «А кому?» — «Тому, кто меньше всех любит меня и больше всех притворяется». — «Тогда пропала я, — говорит собака, — не видать мне кости, а получит ее моя хозяйка, потому что это она меньше всего любит тебя и больше всего притворяется».
      Басня учит не просить лишнего и не высказывать всю правду.
    • Лисий подарок и волк

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Лисица подарила волку четки, намазанные кровью; волк проглотил их и похвалил. Сказала тогда лиса: «Погоди, вот как будут они из тебя выходить, да тебя раздирать — тут ты и почувствуешь, что это такое».
    • Петух, конь и хозяин

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Петух увидел, как хозяйская жена мучила своего мужа, чтобы он открыл ей одну тайну; а открыв эту тайну, он подвергся бы великой опасности. Стал петух ликовать в своем птичнике; а конь заплакал, понимая, какая опасность грозит хозяину, если тайна откроется. Сказал ему петух: «Вовсе мне и не жаль хозяина: у него только одна жена, и с той он не может сладить, а у меня десять жен, и ни одна не смеет пикнуть без моего позволения». Услышал это хозяин и так расправился с женой, что та уже больше никогда ему не перечила.
      Басня учит исправлять нравы подвластных тебе людей.
    • Мышь, ее дочь, петух и кот

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Мышь дочери говорила: «Не выходи из норки!» А та вышла и увидела петуха, который разгребал ногами солому и громко кричал. Испугалась мышка. Потом она увидела кота, который шел к ней по дорожке медленно и мягко, и от неожиданности так и бросилась, дрожа, в свою норку. Мать увидала, что она вся дрожит, и спросила, в чем дело. Та ей и говорит, что видела она петуха, который был, как дьявол, и кота, который был, как святой отшельник. Говорит мать: «Кто злым кажется, того не бойся, а вот кто святым кажется, того остерегайся».
      Басня учит остерегаться лицемеров.
    • Баран и волк

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Баран с овцами был в овчарне, а калитка была открыта. Вошел волк; увидел его баран и воскликнул: «Ах, разрази господь того, кто не запер калитку!» «Это не из-за меня ли ты так говоришь?» — спросил волк. «Избави боже, — ответил баран, — но ведь мог войти кто-нибудь другой!»
      Басня учит быть сдержанным на язык.
    • Журавлиха-изменница

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Журавлиха сошлась с чужим журавлем, и застиг их в это время муж. Он окликнул отовсюду других журавлей и вышел с ними в поле и на глазах у них заклевал свою жену насмерть.
      Басня учит блюсти супружескую верность.
×
×
  • Создать...