Перейти к публикации
  • Басни дня

    • Плющ на высоте

      Михалков С.В.


      Плющ, что вкруг дерева в саду у дома вился,
      В один прекрасный день вдруг взял и возгордился.
      На всех, кто ниже рос, взирая свысока:
      «Ну, до чего ж у нас растительность мелка,
      Черемуха и та, на удивленье просто,
      Чуть выше человеческого роста,
      А если взять цветы, то мне за них обидно
      За то, что с высоты мне их почти не видно!»
      «Послушай, Плющ! — от возмущенья зол,
      Поежившись, сказал сосновый Ствол. —
      Когда бы за меня всю жизнь ты не цеплялся,
      Ты так бы высоко сегодня не забрался!»
    • Воин и разбойники

      Басни из «Расширенного Ромула»


      Один солдат скакал по полю и увидел двух разбойников, которые перешептывались, словно затевая какое-то злое дело. Подскакал он и спросил, чего это они шепчутся, когда в открытом поле никого нет и можно разговаривать свободно? Отвечал один разбойник: «Конечно, надобности в этом никакой, но шепот как-то больше к лицу черным делам, а потому и нам по душе».
      Так люди глупые и злонравные во всяком деле обнаруживают свое злонравие и сами себя выдают без всякой нужды.
  • Новые публикации басен

    • Дуб и тростник

      Бабрий


      В горах свирепый ветер вырвал дуб с корнем
      И бросил в реку. Потащил поток пенный
      Огромный ствол, что всех людских племен старше.
      Рос по обоим берегам реки быстрой
      Густой тростник, спокойною вспоен влагой.
      И дуб дивился, почему тростник этот
      И слаб и мал, а устоял в такой буре,
      Которая и мощные дубы валит?
      Тростник разумно молвил: «В этом нет дива:
      Ведь ты боролся с бурею и пал в битве,
      А нам дано безропотно клонить стебли,
      Едва нас самый легкий ветерок тронет».
      Так говорил тростник. И вот урок басни:
      Ты не перечь, а лучше уступай сильным.
    • Обезьяны

      Бабрий


      У обезьян рождает двух детей самка,
      Но их не одинаково потом любит:
      Она ласкает одного с такой страстью,
      Что душит, придавив к своей груди, насмерть;
      Другого же, постылого, спешит бросить,
      И тот, оставшись цел, живет один в чаще.
      Таков бывает часто и людской норов:
      Так будь не другом, а врагом таким людям.
    • Мальчик, объевшийся потрохами

      Бабрий


      Заклав Деметре жирного быка в жертву
      И виноградною листвой гумно выстлав,
      Крестьяне ели-пили на пиру вволю.
      Подсел один мальчишка к требухе бычьей
      И ел, пока не начало живот пучить.
      Тогда побрел домой он, животом мучась,
      И, к матери в объятия упав, крикнул
      Сквозь тошноту: «Ой-ой, сейчас умру, мама!
      Все потроха наружу из меня лезут!»
      Сказала мать: «Не бойся, облегчись рвотой —
      Ты будешь цел: ведь эти потроха—бычьи».
      Коль опекун, сиротские прибрав деньги,
      Потом их со слезами отдавать будет,
      Пускай ему напомнят о такой басне.
    • Крестьянин и скворцы

      Бабрий


      Плеяды закатились, шла пора сева.
      Крестьянин, бросив в борозды свои зерна,
      Стоял и сторожил посев. И вот с неба
      Спустилась туча галок и скворцов черных,
      С ужасным шумом пагубу неся полю.
      Пустую нес пращу за мужиком мальчик;
      Но стоило отцу о ней сказать только,
      Как птицы, слыша звук знакомых слов, мигом
      Взлетали ввысь. Иную затаив хитрость,
      Крестьянин сына подозвал и так молвил:
      «Должны мы обмануть лукавый род птичий —
      Поэтому, когда они опять сядут,
      Запомни: попрошу я у тебя хлеба,
      А ты мне вместо хлеба дай пращу с камнем».
      Опять спустились на поле скворцы стаей,
      И услыхав, как попросил мужик хлеба,
      Не стали улетать. А сын дает в руки
      Отцу пращу и камни. И старик ловко
      Кому уметил в голову, кому — в ногу,
      Кому — в крыло. Летят в испуге прочь птицы.
      «В чем дело?» — их спросили журавли, встретив.
      И вот как им ответила одна галка:
      «Людского берегитесь, журавли, рода:
      Он говорит не то, что на уме держит!»
      Опасен тот, кто держит про запас хитрость.
    • Ласка и Афродита

      Бабрий


      Влюбилась в человека одного ласка.
      Державная Киприда, всех страстей матерь,
      Позволила несчастной изменить облик
      И стать прелестной девою, для всех милой.
      Красавицей пленился человек сразу
      И ввел ее в свой дом. Но на пиру брачном,
      Увидев, что по комнате бежит мышка,
      Невеста так и бросилась, вскочив с ложа,
      За ней в погоню. Тут и был конец свадьбе:
      Природа пересилила любовь в деве.
      Басня обличает тех, кто не желает видеть природу вещей, какова она есть, и обольщается их внешностью.
    • Битва мышей с ласками

      Бабрий


      С породой ненавистных им мышей ласки
      Кровавые и лютые вели войны
      И часто побеждали в них. Тогда мыши
      Подумали, что в том причина всех бедствий,
      Что нет военачальников у них видных,
      Которые вели бы их на брань строем;
      И выбрали вождями тех, кто был знатен,
      Умен в совете и силен и храбр в сече.
      Вожди их на отряды и полки делят
      И строят всех фалангою, как мы, люди.
      Когда уже готово было все к битве,
      И кто-то из мышей уж звал на бой ласку,
      Из частокола вырвали вожди прутья
      И, прикрепив их к шлемам, повели войско
      Так, чтобы все их издали могли видеть.
      Но были мыши вновь обращены в бегство,
      И бросились спасаться по своим норам.
      А полководцы только подошли к входу,
      Как прутья помешали им пролезть дальше.
      (Здесь, у порога, только их и взял недруг.)
      Когда же воздвигали свой трофей ласки,
      За каждою мышиный вождь в пыли влекся.
      Чтоб жить спокойно, — поучает нас басня,
      Бывает простота важней, чем блеск пышный.
  • Новое в разделе «Разное»

    • Собака, просящая кость у хозяина

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Собака увидела, что хозяин ее обедает и держит в руках кость. Попросила она у него эту кость, но он ответил: «Не тебе я ее дам, а тому, кто стережет мой дом днем и ночью». — «Значит, мне, — говорит собака, — потому что это я стерегу его и ночью, когда вы спите, и днем, когда обедаете». — «Не тебе», — говорит хозяин. «А кому?» — спрашивает собака. «Тому, кто первый защищает меня от опасности». — «Значит, мне, — говорит собака, — ведь если кто нападет на тебя, то твои друзья только схватятся за мечи, чтобы помочь, а я собственным телом брошусь вперед». — «Не тебе», — говорит хозяин. «А кому?» — спрашивает собака. «Тому, кто первый поможет мне в беде». — «Значит, мне, — говорит собака, — ведь если ты будешь тонуть, то твои друзья бросятся искать челнок, а я прямо брошусь в воду». — «Не тебе». — «А кому?» — «Тому, кто меньше всех любит меня и больше всех притворяется». — «Тогда пропала я, — говорит собака, — не видать мне кости, а получит ее моя хозяйка, потому что это она меньше всего любит тебя и больше всего притворяется».
      Басня учит не просить лишнего и не высказывать всю правду.
    • Лисий подарок и волк

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Лисица подарила волку четки, намазанные кровью; волк проглотил их и похвалил. Сказала тогда лиса: «Погоди, вот как будут они из тебя выходить, да тебя раздирать — тут ты и почувствуешь, что это такое».
    • Петух, конь и хозяин

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Петух увидел, как хозяйская жена мучила своего мужа, чтобы он открыл ей одну тайну; а открыв эту тайну, он подвергся бы великой опасности. Стал петух ликовать в своем птичнике; а конь заплакал, понимая, какая опасность грозит хозяину, если тайна откроется. Сказал ему петух: «Вовсе мне и не жаль хозяина: у него только одна жена, и с той он не может сладить, а у меня десять жен, и ни одна не смеет пикнуть без моего позволения». Услышал это хозяин и так расправился с женой, что та уже больше никогда ему не перечила.
      Басня учит исправлять нравы подвластных тебе людей.
    • Мышь, ее дочь, петух и кот

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Мышь дочери говорила: «Не выходи из норки!» А та вышла и увидела петуха, который разгребал ногами солому и громко кричал. Испугалась мышка. Потом она увидела кота, который шел к ней по дорожке медленно и мягко, и от неожиданности так и бросилась, дрожа, в свою норку. Мать увидала, что она вся дрожит, и спросила, в чем дело. Та ей и говорит, что видела она петуха, который был, как дьявол, и кота, который был, как святой отшельник. Говорит мать: «Кто злым кажется, того не бойся, а вот кто святым кажется, того остерегайся».
      Басня учит остерегаться лицемеров.
    • Баран и волк

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Баран с овцами был в овчарне, а калитка была открыта. Вошел волк; увидел его баран и воскликнул: «Ах, разрази господь того, кто не запер калитку!» «Это не из-за меня ли ты так говоришь?» — спросил волк. «Избави боже, — ответил баран, — но ведь мог войти кто-нибудь другой!»
      Басня учит быть сдержанным на язык.
    • Журавлиха-изменница

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Журавлиха сошлась с чужим журавлем, и застиг их в это время муж. Он окликнул отовсюду других журавлей и вышел с ними в поле и на глазах у них заклевал свою жену насмерть.
      Басня учит блюсти супружескую верность.
×
×
  • Создать...