Перейти к публикации
  • Басни дня

    • Мышь-наследница

      Емельянова О.В.


      Решив о ближнем порадеть
      Пред тем, как дух из тела вышел,
      Своё имение медведь
      Оставил бедной серой мыши,
      Что в норке крошечной жила
      В его берлоге под кроватью,
      Таскала крошки со стола
      И прогрызала дырки в платье. 
      «Пускай, – он думал, – поживет
      В просторе, сытости, достатке.
      Коль есть из сотни ульев мед,
      То жизнь не может быть не сладкой!
      Еще малины у меня
      Не меньше десяти урочищ,
      Брусники двадцать пять полян
      И земляники сколько хочешь!
      Куда ни глянь, здесь всё моё!
      Помру, пускай всем мышь владеет!
      Уж больно жалко мне ее,
      Живет, а вотчин не имеет».
      Вот так распорядился он,
      У смерти стоя на пороге.
      И вскоре после похорон
      Хозяйкой стала мышь в берлоге,
      Но не рассталася с норой,
      Дела медвежьи запустила,
      Ведь одного мешка с крупой
      Для счастья ей довольно было.
      Ничтожный человек, хоть дай
      Ему возможности и средства,
      Их не оценит никогда,
      Как мышь медвежее наследство.
    • Человек и киклоп

      Басни из сборника Синтипы


      Жил-был один человек, честный во всех делах и благочестивый. Долгое время жил он с детьми в довольстве, а потом вдруг постигла его крайняя бедность. Было ему так горько, что стал он клясть провидение и решил покончить с жизнью. И вот взял он широкий меч и пошел в уединенное место, сочтя за лучшее умереть, нежели мучиться в такой беде. Но по пути попалась ему глубокая яма, а в яме лежала немалая куча золота, которое запас там один великан по имени Киклоп. Увидел человек это золото, и наполнилась его душа сразу и страхом и радостью: бросает он свой меч, вытаскивает из ямы золото и скорее уходит с ним домой, к своим детям. А Киклоп пришел потом к своей яме, увидел, что золота нет, а вместо него на земле лежит меч, и тотчас выхватил его и закололся.
      Басня показывает, что людей грубых непременно постигает несчастье, а людям добрым и благочестивым достается все самое хорошее.
  • Новые публикации басен

    • Зима и весна

      Бабрий


      Зима однажды стала пред Весной хвастать:
      «Ведь от тебя покоя никому нету!
      Смотри: как только ты появишься, каждый
      Спешит куда-нибудь в поля, в луга, в рощи,
      И там в траве зеленой рвет цветы лилий
      И несравненно ароматные розы,
      Плетет венки и радостно кругом смотрит.
      И то неплохо; но ужель зимой хуже?
      Я на корабль вступаю посреди моря,
      Вздымаю волны, бурные кружу вихри,
      Обрушиваю леденящий дождь с неба,
      И сыплю хлопья снега, и секу градом;
      А люди не выходят из домов теплых,
      Пируют, у горящих очагов сидя,
      И сладкозвучной наслаждаются лирой.
      И нежной песней, и веселою пляской.
      Твои услады лучше ли моих, зимних?
      Конечно, всем приятно о весне слышать
      И говорить; но также и мое имя,
      Как посмотреть, бывает по сердцу людям
      За то, что я веселье в их домах сею».
      Не думай, что твое добро всегда лучше:
      И у других людей хорошего много.
    • Крестьянин и вши

      Бабрий


      Кусали вши однажды пахаря в поле.
      Два раза их с рубахи обирал пахарь,
      Бросая плуг; но вши его опять грызли.
      И чтоб спокойно продолжать свое дело,
      На третий раз рубаху он в костер бросил.
      Когда тебя помучат раза два бабы,
      На третий раз и ты про тот костер вспомни.
    • Лиса и журавль

      Бабрий


      Договорились жить между собой в дружбе
      Лиса и журавель, ливийских стран житель.
      И вот лиса, налив на плоское блюдо
      Похлебки жирной, поднесла ее гостю
      И попросила отобедать с ней вместе.
      Смешно ей было видеть, как стучит птица
      По блюду каменному без толку клювом
      И жидкую не может ухватить пищу.
      Журавль задумал отплатить лисе тем же,
      И сам плутовке угощение ставит —
      Большой кувшин, наполненный мукой крупной.
      Туда просунул клюв он и поел вволю,
      Смеясь над тем, как разевала пасть гостья,
      Не в силах в узкое протиснуться горло.
      ...
      «Что ты со мною, то и я с тобой сделал».
    • Кабан и лиса

      Бабрий


      Лесной кабан, под деревом большим стоя,
      Точил клыки. Лисица, подойдя ближе,
      Спросила: «Что за надобность точить зубы?
      Никто нас не тревожит, не слыхать травли,
      И все кругом спокойно». Но кабан молвил:
      «Я был бы глуп и жалкой бы погиб смертью.
      Когда б искал оружие, врага видя».
      Подстерегают нас опасности всюду —
      Будь наготове, если уцелеть хочешь.
    • Пляшущие обезьяны

      Бабрий


      В Египте царь, ватагой обезьян тешась.
      Их научил военную плясать пляску —
      Ведь обезьянье переимчиво племя,
      И что на их глазах ни сделают люди,
      То, подражая, делают они сами.
      И вот, в богатых платьях, в расписных масках
      На радость всем они запрыгали славно, —
      Как вдруг один хитрец из зрителей бросил
      Орехов горсть плясуньям под ноги прямо.
      А обезьяны, лишь увидели это —
      И врассыпную, волоча в пыли платье,
      Теряя маски, лакомство хватать стали,
      Вмиг обезьянью показав свою сущность.
      Природу не изменить никакой силой.
    • Собака и свинья

      Бабрий


      Свинья с собакою затеяли ссору,
      И поклялась свинья Кипридою, будто
      Она собаке бивнями живот вспорет.
      Собака молвит, забавляяся тем, что
      Свинья в священные животные метит:
      «Тебе и впрямь к лицу Кипридою клясться:
      Не эта ль вас богиня до того любит,
      Что даже тем, кто вашего поел мяса,
      Не дозволяет подходить к своим храмам?»
      Но отвечала злобная свинья, хрюкнув:
      «Из этого-то более всего ясно,
      Как благосклонна Киферея к нам, свиньям:
      Кто делает иль мыслит против нас злое,
      От тех богиня отвращает лик в гневе.
      А ты живешь в зловонье, и в грязи сдохнешь».
      Кто здраво мыслит, тот и бранное слово
      Себе на пользу сможет обернуть ловко.
  • Новое в разделе «Разное»

    • Собака, просящая кость у хозяина

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Собака увидела, что хозяин ее обедает и держит в руках кость. Попросила она у него эту кость, но он ответил: «Не тебе я ее дам, а тому, кто стережет мой дом днем и ночью». — «Значит, мне, — говорит собака, — потому что это я стерегу его и ночью, когда вы спите, и днем, когда обедаете». — «Не тебе», — говорит хозяин. «А кому?» — спрашивает собака. «Тому, кто первый защищает меня от опасности». — «Значит, мне, — говорит собака, — ведь если кто нападет на тебя, то твои друзья только схватятся за мечи, чтобы помочь, а я собственным телом брошусь вперед». — «Не тебе», — говорит хозяин. «А кому?» — спрашивает собака. «Тому, кто первый поможет мне в беде». — «Значит, мне, — говорит собака, — ведь если ты будешь тонуть, то твои друзья бросятся искать челнок, а я прямо брошусь в воду». — «Не тебе». — «А кому?» — «Тому, кто меньше всех любит меня и больше всех притворяется». — «Тогда пропала я, — говорит собака, — не видать мне кости, а получит ее моя хозяйка, потому что это она меньше всего любит тебя и больше всего притворяется».
      Басня учит не просить лишнего и не высказывать всю правду.
    • Лисий подарок и волк

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Лисица подарила волку четки, намазанные кровью; волк проглотил их и похвалил. Сказала тогда лиса: «Погоди, вот как будут они из тебя выходить, да тебя раздирать — тут ты и почувствуешь, что это такое».
    • Петух, конь и хозяин

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Петух увидел, как хозяйская жена мучила своего мужа, чтобы он открыл ей одну тайну; а открыв эту тайну, он подвергся бы великой опасности. Стал петух ликовать в своем птичнике; а конь заплакал, понимая, какая опасность грозит хозяину, если тайна откроется. Сказал ему петух: «Вовсе мне и не жаль хозяина: у него только одна жена, и с той он не может сладить, а у меня десять жен, и ни одна не смеет пикнуть без моего позволения». Услышал это хозяин и так расправился с женой, что та уже больше никогда ему не перечила.
      Басня учит исправлять нравы подвластных тебе людей.
    • Мышь, ее дочь, петух и кот

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Мышь дочери говорила: «Не выходи из норки!» А та вышла и увидела петуха, который разгребал ногами солому и громко кричал. Испугалась мышка. Потом она увидела кота, который шел к ней по дорожке медленно и мягко, и от неожиданности так и бросилась, дрожа, в свою норку. Мать увидала, что она вся дрожит, и спросила, в чем дело. Та ей и говорит, что видела она петуха, который был, как дьявол, и кота, который был, как святой отшельник. Говорит мать: «Кто злым кажется, того не бойся, а вот кто святым кажется, того остерегайся».
      Басня учит остерегаться лицемеров.
    • Баран и волк

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Баран с овцами был в овчарне, а калитка была открыта. Вошел волк; увидел его баран и воскликнул: «Ах, разрази господь того, кто не запер калитку!» «Это не из-за меня ли ты так говоришь?» — спросил волк. «Избави боже, — ответил баран, — но ведь мог войти кто-нибудь другой!»
      Басня учит быть сдержанным на язык.
    • Журавлиха-изменница

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Журавлиха сошлась с чужим журавлем, и застиг их в это время муж. Он окликнул отовсюду других журавлей и вышел с ними в поле и на глазах у них заклевал свою жену насмерть.
      Басня учит блюсти супружескую верность.
×
×
  • Создать...