Перейти к публикации
  • Басни дня

    • Волк и овца

      Эзоп


      Волк, искусанный собаками, лежал без сил и не мог себе даже еды промыслить. Увидел он овцу и попросил принести ему хоть попить из ближайшей речки: «Ты мне дай только пить, а еду тогда я сам найду». Но овца отвечала: «Если я тебе пить дам, то едой тебе сама стану».
      Басня обличает человека злобного, который действует коварно и лицемерно.
    • Неумелый врач

      Басни из пересказов Бабрия


      Эта басня обличает лекарей, неученых, невежественных и хвастливых.
      Жил-был неумелый врач. Однажды пришел он к одному больному, про которого все говорили, что опасности для него уже нет и только выздоровеет он не сразу. А этот врач взял и сказал ему: «Будь готов ко всему: жить тебе осталось не дольше дня». И с этими словами он вышел. Прошло время, больной встал с постели, но был еще бледен и еле волочил ноги. Однажды повстречал его врач. «Здравствуй, — говорит, — как там поживают покойники?» Ответил больной: «Кто пьет воду Леты, у того забот не бывает. Но скажу тебе, недавно Смерть и Аид сильно разгневались на всех врачей за то, что они не дают больным умирать, и записали их всех в большой список. Хотели они и тебя записать, но уж я упал к их ногам и, как ни стыдно мне было, поклялся им, что вовсе ты не врач, и что это напрасно на тебя наклеветали».
  • Новые публикации басен

    • Не такой, как все

      Шпаннагель А.Л.


      Угрюмый Волк в ненастную погоду,
      Желая делать добрые дела,
      Помог добраться до норы Еноту
      Без эгоизма, жадности и зла.
      Услышал от Енота благодарность,
      И стало на душе чуть-чуть теплей.
      Но эта незатейливая малость
      Не обошла внимание зверей!
      Сородичи поступок осмеяли,
      Что, дескать, волк позорит волчий род.
      И зверь, предавшись боли и печали,
      Невольно спился, будто сумасброд.
      За годы от болезней излечился,
      Забыл в душе про добрые дела
      И вновь законам стаи покорился,
      Всё больше источая силы зла.
    • Крестьянин, потерявший заступ

      Бабрий


      Копая в винограднике своем землю,
      Однажды виноградарь потерял заступ
      И по своим соседям стал искать вора.
      Все отпирались, и мужик пошел с ними
      В ближайший город, чтобы там с них взять клятву —
      Ведь боги, что попроще, те живут в селах,
      А место настоящих — в городских храмах,
      И уж от их ничто не ускользнет взора.
      Пришли крестьяне в город, сняли с плеч сумки
      И у ворот в бассейне стали мыть ноги,
      Как вдруг кричит глашатай: «Тысячу драхм — тем, кто
      Укажет вора, что ограбил храм бога!»
      Сказал крестьянин: «Зря сюда я шел, видно:
      Куда уж там узнать моих воров богу,
      Который сам не видит, кто его грабит,
      И покупает помощь у простых смертных!»
    • Стрелок и лев

      Бабрий


      Один охотник ловок был владеть луком.
      Однажды на охоту он пошел в горы,
      И в страхе от него бежали все звери.
      И только лев, своею силой горд, вызвал
      Его на бой. В ответ ему сказал ловчий:
      «Не торопись, и о победе брось думать —
      Пускай сначала этот мой гонец скажет,
      Что ждет тебя». И, встав невдалеке, метко
      Пустил стрелу. Колючая стрела скрылась
      В утробе львиной, преисполня льва страхом.
      Пустился лев бежать в густую глушь чащи,
      И встретил там лису. Ему лиса молвит:
      «Остановись, опомнись, соберись с духом!»
      А лев ей: «Не хитри, не проведешь больше:
      Уж если мне от посланного так больно,
      То как же сам пославший должен быть страшен!»
    • Говорливый скворец

      Шпаннагель А.Л.


      Скворец любил трещать на всю округу
      О том, какой ему достался дом,
      Какую Бог поднёс ему подругу,
      О лесе, о пернатых, о былом...
      Но как-то раз с семьёй он улетает
      В заманчивые, жаркие края
      И, возвратившись, с болью понимает:
      В скворечнике - соперника семья!
      Лишившись враз и дома, и подруги,
      Наш говорун и тут не замолчал,
      А всей лесной округе на досуге
      О боли сердца громко раскричал.
    • Лес и Лесовод

      Михалков С.В.


      — Смотрите, что за лес! — воскликнул Лесовод. —
      Как много тут прекраснейших пород:
      Дубы, березы, сосны, ели, клены!
      Какой могучий ствол! Какой шатер зеленый!
      И ведь у каждого, гляди, своя судьба —
      Извечно здесь идет незримая борьба:
      И к солнцу, к небесам хоть все они стремятся,
      Но им друг с другом не дано равняться!
      Одно переживет другое на сто лет.
      А вот у третьего и вовсе роста нет,
      Хотя растет оно на дне оврага,
      Где для него всегда в достатке влага...
      Бедна была бы русская природа,
      Когда деревья были б все равны!..
      Я молча слушал деда Лесовода
      И думал про себя: слова твои верны.
      Да, хорошо бы их услышать и понять
      Тому, кто всех вокруг хотел бы уравнять.
    • Соловей и Воробьи

      Михалков С.В.


      У птиц и у зверей, мы знаем, жизнь своя —
      Свои повадки и привычки...
      Решили воробьи — посредственные птички —
      Перечирикать Соловья.
      И, кучей окружив певца среди певцов,
      Перечирикали его в конце концов,
      А после на асфальтовой дорожке,
      Передрались из-за какой-то крошки...
  • Новое в разделе «Разное»

    • Собака, просящая кость у хозяина

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Собака увидела, что хозяин ее обедает и держит в руках кость. Попросила она у него эту кость, но он ответил: «Не тебе я ее дам, а тому, кто стережет мой дом днем и ночью». — «Значит, мне, — говорит собака, — потому что это я стерегу его и ночью, когда вы спите, и днем, когда обедаете». — «Не тебе», — говорит хозяин. «А кому?» — спрашивает собака. «Тому, кто первый защищает меня от опасности». — «Значит, мне, — говорит собака, — ведь если кто нападет на тебя, то твои друзья только схватятся за мечи, чтобы помочь, а я собственным телом брошусь вперед». — «Не тебе», — говорит хозяин. «А кому?» — спрашивает собака. «Тому, кто первый поможет мне в беде». — «Значит, мне, — говорит собака, — ведь если ты будешь тонуть, то твои друзья бросятся искать челнок, а я прямо брошусь в воду». — «Не тебе». — «А кому?» — «Тому, кто меньше всех любит меня и больше всех притворяется». — «Тогда пропала я, — говорит собака, — не видать мне кости, а получит ее моя хозяйка, потому что это она меньше всего любит тебя и больше всего притворяется».
      Басня учит не просить лишнего и не высказывать всю правду.
    • Лисий подарок и волк

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Лисица подарила волку четки, намазанные кровью; волк проглотил их и похвалил. Сказала тогда лиса: «Погоди, вот как будут они из тебя выходить, да тебя раздирать — тут ты и почувствуешь, что это такое».
    • Петух, конь и хозяин

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Петух увидел, как хозяйская жена мучила своего мужа, чтобы он открыл ей одну тайну; а открыв эту тайну, он подвергся бы великой опасности. Стал петух ликовать в своем птичнике; а конь заплакал, понимая, какая опасность грозит хозяину, если тайна откроется. Сказал ему петух: «Вовсе мне и не жаль хозяина: у него только одна жена, и с той он не может сладить, а у меня десять жен, и ни одна не смеет пикнуть без моего позволения». Услышал это хозяин и так расправился с женой, что та уже больше никогда ему не перечила.
      Басня учит исправлять нравы подвластных тебе людей.
    • Мышь, ее дочь, петух и кот

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Мышь дочери говорила: «Не выходи из норки!» А та вышла и увидела петуха, который разгребал ногами солому и громко кричал. Испугалась мышка. Потом она увидела кота, который шел к ней по дорожке медленно и мягко, и от неожиданности так и бросилась, дрожа, в свою норку. Мать увидала, что она вся дрожит, и спросила, в чем дело. Та ей и говорит, что видела она петуха, который был, как дьявол, и кота, который был, как святой отшельник. Говорит мать: «Кто злым кажется, того не бойся, а вот кто святым кажется, того остерегайся».
      Басня учит остерегаться лицемеров.
    • Баран и волк

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Баран с овцами был в овчарне, а калитка была открыта. Вошел волк; увидел его баран и воскликнул: «Ах, разрази господь того, кто не запер калитку!» «Это не из-за меня ли ты так говоришь?» — спросил волк. «Избави боже, — ответил баран, — но ведь мог войти кто-нибудь другой!»
      Басня учит быть сдержанным на язык.
    • Журавлиха-изменница

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Журавлиха сошлась с чужим журавлем, и застиг их в это время муж. Он окликнул отовсюду других журавлей и вышел с ними в поле и на глазах у них заклевал свою жену насмерть.
      Басня учит блюсти супружескую верность.
×
×
  • Создать...