Перейти к публикации
  • Люди, ропщущие на солнце


    bj
     Поделиться

    В одно время люди, огорчившись сильным солнечным жаром, роптали на него с великою досадою, но когда сие небесное светило, отвратив свое сияние, покрылось густыми и черными облаками и чрез долгое время жителей земных не освещало, тогда люди по причине сего необыкновенного приключения пришедши в великой непорядок, ожидали худых следствий, а притом подняв руки свои к небу, просили со слезами и сожалением о прощении за погрешность, тогда сквозь густой туман возгремели ужасно следующие слова: «Безумные, вы должны впредь сносить все с терпением, что для вас произведено на свет». Потом, разгнав все страшные тучи, воссияло опять солнце, на которое все взирали с великою приятностию и отменным веселием.

    Изъяснение

    Сия басня представляет нам нравоучение двоякого содержания: первое показывает таких людей, которые и от малейших натуральных приключений приходят в такое огорчение, что желали бы течение целого света переменить и производить оное но одному своему пристрастию, а чрез сие ропщут на высочайшее божество, которое управляет светом. Иной почитает себя за досаду, что во время зимы не веют приятные зефиры; другой чувствует в себе великое неудовольствие, что сверх желания его в надобное ему время небеса посылают великой дождь и тем препятствуют ему употребить сие время для своих увеселений. Второй смысл сея басни состоит в том, что мы пользу и надобность какого-либо добра тогда только почитаем и признаваем за справедливую, когда оного уже в самом деле лишимся, а пока еще в своих руках имеем, то не только не чувствуем его приятности, но и совсем почти презираем. Пока римляне имели совершенную свободу и были управляемы весьма снисходительным образом, то не только они не чувствовали ее сладости и не почитали сего златого века, но еще, наконец, по собственному своему произволению, лишив себя сего свободного права, подвергнули строгому правлению; а когда уже, наконец, были насильно порабощаемы и воздыхали под жестоким игом, тогда узнали с горестию и сожалением, сколь велико было то добро, которое они толь мало прежде почитали; могли уже в то время действительно различить между свободою и неволею, и узнали, сколь много первое состояние превосходит другое.

     О ты, добро кой презираешь,
     С досадою потом узнаешь,
     Сколь то добро было бесценным,
     Которое ты чтил презренным.

     

    Дополнительно по теме

     Поделиться


    Отзывы пользователей

    Рекомендованные комментарии

    Нет комментариев для отображения



    Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать аккаунт

    Присоединяйтесь к нам!

    Зарегистрировать аккаунт

    Войти

    Уже зарегистрированы?

    Войти сейчас

×
×
  • Создать...