Перейти к публикации
  • Люди, ропщущие на солнце


    bj
     Поделиться

    В одно время люди, огорчившись сильным солнечным жаром, роптали на него с великою досадою, но когда сие небесное светило, отвратив свое сияние, покрылось густыми и черными облаками и чрез долгое время жителей земных не освещало, тогда люди по причине сего необыкновенного приключения пришедши в великой непорядок, ожидали худых следствий, а притом подняв руки свои к небу, просили со слезами и сожалением о прощении за погрешность, тогда сквозь густой туман возгремели ужасно следующие слова: «Безумные, вы должны впредь сносить все с терпением, что для вас произведено на свет». Потом, разгнав все страшные тучи, воссияло опять солнце, на которое все взирали с великою приятностию и отменным веселием.

    Изъяснение

    Сия басня представляет нам нравоучение двоякого содержания: первое показывает таких людей, которые и от малейших натуральных приключений приходят в такое огорчение, что желали бы течение целого света переменить и производить оное но одному своему пристрастию, а чрез сие ропщут на высочайшее божество, которое управляет светом. Иной почитает себя за досаду, что во время зимы не веют приятные зефиры; другой чувствует в себе великое неудовольствие, что сверх желания его в надобное ему время небеса посылают великой дождь и тем препятствуют ему употребить сие время для своих увеселений. Второй смысл сея басни состоит в том, что мы пользу и надобность какого-либо добра тогда только почитаем и признаваем за справедливую, когда оного уже в самом деле лишимся, а пока еще в своих руках имеем, то не только не чувствуем его приятности, но и совсем почти презираем. Пока римляне имели совершенную свободу и были управляемы весьма снисходительным образом, то не только они не чувствовали ее сладости и не почитали сего златого века, но еще, наконец, по собственному своему произволению, лишив себя сего свободного права, подвергнули строгому правлению; а когда уже, наконец, были насильно порабощаемы и воздыхали под жестоким игом, тогда узнали с горестию и сожалением, сколь велико было то добро, которое они толь мало прежде почитали; могли уже в то время действительно различить между свободою и неволею, и узнали, сколь много первое состояние превосходит другое.

     О ты, добро кой презираешь,
     С досадою потом узнаешь,
     Сколь то добро было бесценным,
     Которое ты чтил презренным.

     

    Дополнительно по теме

     Поделиться


    Отзывы пользователей

    Рекомендованные комментарии

    Нет комментариев для отображения



    Пожалуйста, войдите для комментирования

    Вы сможете оставить комментарий после входа



    Войти сейчас

×
×
  • Создать...