Перейти к публикации
  • Водолазы


    bj
     Поделиться

    Какой-то древний царь впал в страшное сомненье:
    Не более ль вреда, чем пользы, от наук?
      Не расслабляет ли сердец и рук
            Ученье?
      И не разумнее ль поступит он,
    Когда ученых всех из царства вышлет вон?
    Но так как этот царь, свой украшая трон,
    Душою всей радел своих народов счастью
            И для того
         Не делал ничего
      По прихоти, иль по пристрастью, —
      То приказал собрать совет,
    В котором всякий бы, хоть слогом не кудрявым,
        Но с толком лишь согласно здравым
        Свое представил: да, иль нет;
    То есть, ученым вон из царства убираться.
    Или попрежнему в том царстве оставаться?
      Однако ж как совет ни толковал:
        Кто сам свой голос подавал,
    Кто голос подавал работы секретарской,
        Всяк только дело затемнял
    И в нерешимости запутывал ум царской.
      Кто говорил, что неученье тьма;
        Что не дал бы нам бог ума,
      Ни дара постигать вещей небесных,
          Когда бы он хотел.
      Чтоб человек не боле разумел
        Животных бессловесных,
       И что, согласно с целью сей,
      Ученье к счастию ведет людей.
        Другие утверждали,
    Что люди от наук лишь только хуже стали:
          Что всё ученье бред,
        Что от него лишь нравам вред,
        И что, за просвещеньем вслед,
    Сильнейшие на свете царства пали.
        Короче: с обеих сторон,
        И дело выводя и вздоры,
        Бумаги исписали горы,
    А о науках спор остался не решен;
    Царь сделал более. Созвав отвсюду он
    Разумников, из них установил собранье
    И о науках спор им предложил на суд.
        Но способ был и этот худ,
    Затем, что царь им дал большое содержанье:
      Так в голосах между собой разлад
        Для них был настоящий клад;
        И если бы им волю дали,
        Они б доныне толковали
          Да жалованье брали.
      Но так как царь казною не шутил,
      То он, приметя то, их скоро распустил.
    Меж тем час-от-часу впадал в сомненье боле.
    Вот как-то вышел он, сей мыслью занят, в ноле,
          И видит пред собой
      Пустынника, с седою бородой
        И с книгою в руках большой.
    Пустынник важный взор имел, но не угрюмый;
        Приветливость и доброта
      Улыбкою его украсили уста,
    А на челе следы глубокой видны думы.
    Монарх с пустынником вступает в разговор
      И, видя в нем познания несчетны,
    Он просит мудреца решить тот важный спор:
    Науки более ль полезны или вредны?
    «Царь!» старец отвечал: «позволь, чтоб пред тобой
        Открыл я притчею простой,
    Что размышленья мне внушили многолетны».
      И, с мыслями собравшись, начал так:
        «На берегу, близ моря,
        Жил в Индии рыбак;
    Проведши долгий век и бедности, и горя,
    Он умер и троих оставил сыновей.
          Но дети, видя,
    Что с нуждою они кормились от сетей
      И ремесло отцовско ненавидя,
      Брать дань богатее задумали с морей,
         Не рыбой, — жемчугами;
      И, зная плавать и нырять,
         Ту подать доправлять
          Пустились сами.
    Однако ж был успех различен всех троих:
      Один, ленивее других,
      Всегда по берегу скитался;
    Он даже не хотел ни ног мочить своих
      И жемчугу того лишь дожидался,
        Что выбросит к нему волной:
          А с леностью такой
          Едва-едва питался.
            Другой,
        Трудов нимало не жалея,
          И выбирать умея
        Себе по силе глубину,
    Богатых жемчугов нырял искать по дну:
        И жил, всечасно богатея.
    Но третий, алчностью к сокровищам томим,
      Так рассуждал с собой самим:
    "Хоть жемчуг находить близ берега и можно,
    Но, кажется, каких сокровищ ждать не должно,
        Когда бы удалося мне
    Достать морское дно на самой глубине?
    Там горы, может быть, богатств несчетных:
    Кораллов, жемчугу и камней самоцветных,
        Которы стоит лишь достать
            И взять".
      Сей мыслию пленясь, безумец вскоре
        В открытое пустился море,
    И, выбрав, где была чернее глубина,
    В пучину кинулся; но, поглощенный ею,
        За дерзость, не доставши дна,
        Он жизнью заплатил своею».
        «О, царь!» примолвил тут мудрец:
    «Хотя в ученьи зрим мы многих благ причину,
      Но дерзкий ум находит в нем пучину
        И свой погибельный конец,
          Лишь с разницею тою
    Что часто в гибель он других влечет с собою».

    Дополнительно по теме

     Поделиться


    Отзывы пользователей

    Рекомендованные комментарии

    Нет комментариев для отображения



    Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать аккаунт

    Присоединяйтесь к нам!

    Зарегистрировать аккаунт

    Войти

    Уже зарегистрированы?

    Войти сейчас

×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим. Также вы можете перейти на сайт без cookies.