Царедворец, лишившись милости своего Государя, бежит деревенское уединение скрывать скуку и стыд свой. Тамо с принуждением в полезных здравию телодвижениях, старается он, чтоб дом его блистал пышностию. Делает новыя умоначертания, надеясь грабить при владении будущаго Государя. Алкая толикож корыстолюбием, колико великий Александр завоеваниями, испускает тяжкия воздыхания о минувшей своей власти, с которою приобретал он способы расхищать государство.
Некто из подобных сему придворных, прогуливаясь без жезла своего (*) возле моря, размышлял о том, как паки возвратить себе прежнюю Монаршую милость. Посреди кудрявых волн о брега ударяющихся, является ему Протей, и говорит тако:
Ты без сомнения приходишь из чертогов Царских; сие я заключаю по надменному твоему виду: придворный признается, что он измененный своими друзьями, был жертвою их любочестия.
Будь свидетелем искусства моего, сказал полубог; я пременяю виды по моему желанию: взирай, и скажи мне, могуль я сравняться в гибкости с придворными. Выговорив сие превратился он в ужаснаго змия, понудив волны кипеть под громадою своего тела.
Хотя наши царедворцы напыщенны, однако все из рода пресмыкающихся, сказал Милорд, и также принимают сей страшный образ: они скрываются от бури, а как скоро возсияет солнце, то пользуются его лучами. Они злобно шипят, зияют с завистию и пременяют ежедневно одежду. Происходя от низкой породы, возносятся новым своим блистанием и выступают подняв голову.
Вдруг Протей становится львом, свирепея потрясает ошибом своим ударяя по песку, и внезапу принимает острозрительный и ужасный взор рыси, потом превращается в медведя, крокодила, осла, волка и лисицу.
Естьлиб не видал я Двора, продолжал Милорд, то бы конечно сии преображения могли меня удивить; но люди сей земли, занимаясь собственным прибытком, поступают точно таким же образом. В какую должность ни пожелает Государь их употребить, то соразмерно сему принимают они различные виды и бывают попеременно волками, рысьми и львами; лучший их предмет есть добыча. Умеют поступать таким же образом, как медведи и лисицы. Грабительства их происходят иногда тайно, а иногда с насилием. Часто в чертогах визжат они по ослиному, и тамо приемлют на себя вид плотоядных зверей, или преобразившись в крокодила пожирают к ним приближающихся, и употребляют всякаго рода злодеяния. Выговоря сие бросился он на Протея и его связал, от чего плененный бог тщетно покушался избавиться.
Теперь, о Протей, сказал цареградец, возвести истинну, признайся, что ты побежден, и что ты мал в своем искусстве.
Искусный придворный, уиотребя силу, или хитрость, всегда в состоянии наложить на тебя узы; сети его, подобно Вулкановым, невидимы.
* Знак власти, который АглинскоЙ Король дает тем, коих он жалует придворными чинами, и которой отбирает и преломляет, по снятии с них достоинства.
Перевод Н. Новикова
Рекомендованные комментарии
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Присоединяйтесь к нам!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы?
Войти сейчас