Перейти к публикации
  • О льве и кролике


    bj
     Поделиться

    Около Багдата была весьма изрядная роща, которую многие дикие звери для приятности места избрали себе жилищем. Между прочими зверьми находился лев чрезвычайно свирепой, которой мутил покой непрестанным терзанием других зверей. Некогда собравшись они все, пошли ко льву, и представили ему, что они его подданные, и следовательно ему не надлежит делать толь страшнаго убийства. Ты нас ищешь, говорили они, а мы от тебя удаляеимся. Ежели ты хочешь быть спокоен, оставь и нас в покое; мы каждой день приносить тебе будем живность, и ты не будешь уже труда иметь за оною гоняться. Лев принял сие предложение; звери каждой день метали жеребей, и на котораго оной падал, тот определен был льву на пищу.

    Некогда пал жеребей на кролика, которой видя себя пойманнаго, сказал всем зверям: ежели вы мне подадите помощь, то я вас избавлю от жестокаго тиранна, которой царствует в сих местах. Они все ответствовали, что употре6ят к тому все свои силы. Кролик дожидался пока прошло время обеда. Голод у льва умножался купно с его яростию; он бил хвостом о землю и увидев кролика, сказал ему: откуда ты пришел, и что делают мои подданные? Они послали меня сюда, ответствовал кролик, поклонясь ему весьма ниско, чтоб вам по обыкновению привесть зверя на обед; но на дороге встретился со мною лев, которой у меня его отнял, хотя я ему и говорил, что я вел это для Царя; однако он мне ответствовал, что в сей стороне нет другаго Царя кроме его. Я пришол уведомить Ваше Величество о такой наглости. Лев, растворив блистающие свои глаза, закричал: Что это за дерзской, которой осмелился участие иметь в моем обеде? Можешь ли ты мне показать, где этот продерзской? Могу Ваше Величество, ответствовал кролик, вы только за мною следуйте. Лев пошел за ним, и как дошли до колодезя, в котором вода была очень чиста, кролик сказал льву: Всемилостивейший Государь! в этом колодезе ваш неприятель, но я не смею его вам показать, по крайней мере подержите меня своими лапами. Лев взяв кролика приблизился к колодезю, и видя там свой образе и кролика, котораго он держал, подумал, что то действительно его неприятель, которой ест его обед; в то самое время бросился на него с великою яростию и утонул в колодезе.

    Сия басня показывает нам, что человек чрезвычайно сильной, может уловлен быть безсильным, когда он не отчается. Эй, сказала Калиль, ежели ты можешь погубить быка так, что льву никакова худа не зделается, то пусть будет так; а когда без сего не в состоянии того зделать, то я советую тебе оставить свое предприятие, потому что подданной для собственнаго своего покою и интересу не должен терпеть, чтоб какое худо случилось Государю.

    Тут кончился разговоре между Дамною и Калилью, и Дамна простившись с своею женою удалился от двора Львова, Несколько времени спустя возвратился он назад, и показывал перед Его Величеством весьма печальной вид; чего ради лев спросил его: Откуда ты прибыл? уже я тебя давно не видал, нет ли чего новаго? Есть, Ваше Величество, ответствовал Дамна. Тогда лев затрясся от страху, и сказал Дамне, что такое? Ежели Вашему Величеству угодно знать, отвечал Дамна, то извольте допустить меня на тайную аудиенцию. Не надобно никогда, перервал его речь лев, отлагать важныя дела; говори, мы здесь одни. Надлежит, начал говорить Дамна, чтоб тот, кто разнес сию печальную ведомость, имел способность оную несколько уменьшить; да должно и тому, кому оная объявляется, разсуждать, достоин ли тот веры, или он доносит для своей корысти? Есть ли достоин веры, то он достоин и того, чтоб иметь к нему совершенную поверенность, а особливо ежели из его речей можно получить какую нибудь пользу. Лев перервал его речь, говоря: ты совершенно знаешь, что я изведал твою верность, и так говори смело все, что ты хочешь. Непорочность моего намерения, продолжал Дамна, побуждает меня принять сие дерзновение; и я за весьма щастливаго себя почитаю, что Ваше Величество знать меня изволите. Я не сомневаюсь о твоей ревности, сказал лев; но объяви наконец мне ту ведомость, которую я с нетерпеливостию знать желаю.

    Когда Дамна усмотрел, что его ласкательства успех возъимели, и что Царь имеет к нему поверенность, то начал он свою речь следующим образом: Всемилостивейший Государь! Которбе с вельможами и начальниками ваших армий имеет тайные переговоры, и я достоверно знаю, что он им доказывал о вашей слабости; что подает причину думать, что он имеет какой нибудь умысел против вашей персоны. Удивительно как сей неблагодарной во зло употребляет милость, которую вы ему оказываете и особливое дружество, которым вы его удостоиваеше. Дамна, закричал лев, смотри, что ты говоришь; ежели это правда, то что мне надлежит делать? Ваше Величество, ответствовал Дамна, есть два рода людей; одни разумны и осторожны, другие скоры и безпокойны. Сии всегда приходят в замешательство, когда им случится нечаянное какое приключение; напротив того первые предвидят дела, и не безпокоятся, когда оныя приключаются. И так надлежит подражать их благоразумию, и защититься от опасности, как скоро можно оное предчувствовать. Есть еще иной род людей, которые хотя подлинно и не предвидят опасности, однако знают, как должно поступать, когда оная действительно окажется. И сии три свойства людей приводят мне на память басню о трех рыбах, которую я разсказал бы Вашему Величеству, есть ли бы я не опасался, что вас обеспокою. Лев приказал оную разсказать, чего ради Дамна нячал следующим образом: «О двух рыбаках и о трех рыбах».


     Поделиться


    Отзывы пользователей

    Рекомендованные комментарии

    Нет комментариев для отображения



    Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать аккаунт

    Присоединяйтесь к нам!

    Зарегистрировать аккаунт

    Войти

    Уже зарегистрированы?

    Войти сейчас

×
×
  • Создать...