Перейти к публикации
  • Водолазы


    bj
     Поделиться

    Какой-то древний царь впал в страшное сомненье:
    Не более-ль вреда, чем пользы, от наук?
     Не расслабляет ли сердец и рук
        Ученье?
     И не разумнее-ль поступит он,
    Когда ученых всех из царства вышлет вон?
    Но так как этот царь, свой украшая трон,
    Душою всей радел своих народов счастью
        И для того
       Не делал ничего
      По прихоти, иль по пристрастью,
      То приказал собрать совет,
    В котором всякий бы, хоть слогом некудрявым,
      Но с толком лишь согласно здравым,
      Свое представил: да, иль нет;
    То-есть, ученым вон из царства убираться
    Или попрежнему в том царстве оставаться?
     Однако ж как совет ни толковал —
      Кто сам свой голос подавал,
    Кто голос подавал работы секретарской —
      Всяк только дело затемнял,
    И в нерешимости запутывал ум царский.
     Кто говорил, что неученье — тьма;
      Что не дал бы нам Бог ума,
     Ни дара постигать вещей небесных,
       Когда бы Он хотел,
     Чтоб человек не боле разумел
      Животных бессловесных,
     И что, согласно с целью сей,
    Ученье к счастию ведет людей.
      Другие утверждали,
    Что люди от наук лишь только хуже стали;
       Что всё ученье бред,
      Что от него лишь нравам вред;
      И что за просвещеньем вслед
     Сильнейшия на свете царства пали.
     Короче: с обеих сторон,
      И дело выводя и вздоры,
      Бумаги исписали горы,
    А о науках спор остался не решен.
    Царь сделал более: созвав отвсюду он
    Разумников, из них установил собранье,
    И о науках спор им предложил на суд;
      Но способ был и этот худ,
    Затем, что царь им дал большое содержанье:
     Так в голосах между собой разлад
      Для них был настоящий клад;
      И если бы им волю дали,
      Они-б доныне толковали
       Да жалованье брали.
     Но так как царь казною не шутил,
     То он, приметя то, их скоро распустил.
    Меж тем час-от-часу впадал в сомненье боле.
    Вот, как-то вышел он, сей мыслью занят, в ноле
      И видит пред собой
     Пустынника, с седою бородой
      И с книгою в руках большой.
    Пустынник важный взор имел, но не угрюмый;
      Приветливость и доброта
     Улыбкою его украсили уста,
    А на челе следы глубокой видны думы.
    Монарх с пустынником вступает в разговор,
     И, видя в нем познания несчетны,
    Он просит мудреца решить тот важный спор:
    Науки более-ль полезны или вредны?
    «Царь!» старец отвечал: «позволь, чтоб пред тобой
      Открыл я притчею простой,
    Что размышленья мне внушили многолетны».
    И, с мыслями собравшись, начал так:
       «На берегу, близ моря,
      Жил в Индии рыбак;
    Проведши долгий век и бедности, и горя,
    Он умер и троих оставил сыновей;
       Но дети, видя,
    Что с нуждою они кормились от сетей
     И, ремесло отцовско ненавидя,
     Брать дань богатее задумали с морей
      Не рыбой, — жемчугами;
      И, зная плавать и нырять,
      Ту подать доправлять
       Пустились сами.
    Однакож, был успех различен всех троих;
     Один, ленивее других,
     Всегда по берегу скитался;
    Он даже не хотел ни ног мочить своих
     И жемчугу того лишь дожидался,
      Что выбросит к нему волной:
       А с леностью такой
       Едва-едва питался.
        Другой,
      Трудов нимало не жалея
       И выбирать умея
      Себе по силе глубину,
    Богатых жемчугов нырял искать по дну
      И жил, всечасно богатея.
    Но третий, алчностью к сокровищам томим,
    Так рассуждал с собой самим:
    «Хоть жемчуг находить близ берега и можно,
    Но, кажется, каких сокровищ ждать не должно,
      Когда бы удалося мне
    Достать морское дно на самой глубине?
    Там горы, может быть, богатств несчетных:
    Кораллов, жемчугу и камней самоцветных,
      Которы стоит лишь достать
        И взять».
     Сей мыслию пленясь, безумец вскоре
      В открытое пустился море
    И, выбрав, где была чернее глубина,
    В пучину кинулся; но, поглощенный ею,
      За дерзость, не доставши дна,
      Он жизнью заплатил своею.
      «О, царь!» примолвил тут мудрец:
    «Хотя в ученьи зрим мы многих благ причину,
     Но дерзкий ум находит в нем пучину
      И свой погибельный конец;
       Лишь с разницею тою,
    Что часто в гибель он других влечет с собою».

    Дополнительно по теме

     Поделиться


    Отзывы пользователей

    Рекомендованные комментарии



    Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать аккаунт

    Присоединяйтесь к нам!

    Зарегистрировать аккаунт

    Войти

    Уже зарегистрированы?

    Войти сейчас

×
×
  • Создать...